Школа Тайкикен

<<Анатомия>>

на главную<<

Немного об Истории Анатомии...

Анатомия в древнем мире

Анатомию не всегда изучали так за­просто, как сейчас: «Пришел, уви­дел, победил». Скажем, в перво­бытном обществе вообще не вмешивались в то, что при­обрела Смерть. Но древние египтяне, преклоняясь пе­ред властителем загробного мира Осирисом, отдавали должное богу-собаке Анубису, покровительствующему бальзамировщикам. Именно тогда зарождались элемен­тарные представления о строении и отправлениях орга­низма, т. е. в 30 в. до н. э. при бальзамировании тру­пов человека и животных начинается накопление пер­воначальных сведений об органах, сосудах, устройстве сердца, костей, мозга. Примерно тогда же, т. е. за 3 тысячелетия до н. э. китайский император Гванг Ти из­дает «Лечебник» с первыми в исторической летописи ана­томическими рисунками. К 18 в. до н. э. относится круп­нейший памятник Вавилоно-Ассирийской культуры — кодекс Хаммурапи, клинопись на базальтовом камне, к которой прилагались глиняные таблички с изображени­ем кишок, сердца, печени, желчных протоков. Созда­вавшийся в Индии в 1-м, а по другим источникам — во 2-м тысячелетии до н. э. сборник гимнов, молитв и наряду с этим вполне конкретных знаний о природе Аюрведа содержит большой объем анатомических дан­ных (500 мышц, 24 нерва, 9 органов, 400 сосудов), что наводит на предположение об имевшем место анатоми­ровании трупов, хотя в те времена преобладали культо­вые традиции о греховности убийства животных, вскры­тия человеческих трупов.

Первым греческим анатомом считают врача и фи­лософа Алкмеона Кротонского, найденные записи ко­торого свидетельствуют о прекрасной технике препари­рования. Блестящими знатоками анатомии были «отец медицины» греческий врач Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) и его соотечественник великий Аристотель (384—322 гг. до н. э.), хотя вскрытия в античной Гре­ции были долго запрещены. Последний, кстати, опи­сывал и животных с точки зрения анатомии, считая, что это даст ключ к пониманию многих загадок. Тем време­нем в Александрии Эрасистрат и Герофил вполне «ле­гально» изучали строение и функции головного мозга, нервов, сердца, сосудов и других органов благодаря ана­томированию и вивисекции*. Несколько позже, на ру­беже III и II вв. до н. э. в Древнем Китае выходит «Трак­тат о внутреннем», в одной из частей которого («Книга чудес») можно прочитать следующее: «Наше представ­ление о наружных частях тела человека мы получаем путем измерений, после же его смерти можно вскрыть труп и изучить степень плотности сердца, печени, лег­ких». С I в. до н. э. в армянских больницах стали про­водиться обязательные анатомические исследования, и в некоторых случаях они были совершеннее, чем у рим­ских или александрийских врачей.

Но Рим еще себя покажет. Новую эру в анатомии своими работами открыл крупнейший римский врач Гален, живший в 130—200 гг. н. э. Он совершил немало замечательных открытий во внутреннем строении чело­века, но одно из важнейших его учений — о кровообра­щении — было неверным: назначение левого желудоч­ка — притягивание «пневмы» (читай, крови) с воздухом, а центр кровеносной системы — в печени, которая пос­тоянно образует новые порции крови, расходящиеся по телу и поглощающиеся им. Кроме того, взгляды Галена были наивными и примитивно-идеалистическими, что охотно поддерживала церковная элита, догматизировав его учение и почти на 1,5 тыс. лет (!) лишив фактичес­ки права голоса тех, кто иначе представлял себе анато­мическое устройство человеческого тела.

*Вскрытие животных с научной, учебной или экспериментальной целью.

Анатомия в средние века

1Не удивляйтесь, но от Галена наше повествование переходит к средним векам. За разделяющие их столетия наука и культура, если не остановились в своем развитии, то во всяком случае замедлили движение на пути каких-то значительных открытий. Чем ближе надвигались «су­мерки Истории», тем отчетливее наблюдалось затухание ученой мысли, меньше издавалось серьезной медицинской литературы. Исследования в области врачевания, а стало быть и оттачивание анатомических знаний, интенсивно продолжались лишь на Востоке: византиец Александр Тра-лесский выпускает «Двенадцать книг о медицине» (VII в.), багдадский врач Абу-Бакр ар-Рази (в Европе известный как Разес) — 25 томов «Всеобъемлющей книги по медицине» (IX в.), ведутся работы в Грузии, Азербайджане, Дамаске (рис. 1 показывает древнесирийское представление о зрительном тракте).

Наконец, апогеем развития восточной ме­дицинской мудрости стал «Канон врачебной науки», на­писанный в XI в. одним из наиболее выдающихся врачей в истории медицины Абу-Али Ибн Синой, возможно, из­вестного Вам под именем Авиценны. Во всех этих книгах прослеживается глубокое, совсем не теоретическое знание человеческого строения.

 2А над Европой тем временем нависла черная гнету­щая туча папского про­извола, индульгенций, кровавых костров, охо­ты на ведьм, инквизи­ций. Изучение анато­мии сводилось к зазуб­риванию работ Галена, а вскрытия были запре­щены. Папа римский Бонифаций VIII в 1300 г. запретил также изготовление скелетов. Следовательно, и хи­рургия пришла в упа­док («...церкви нена­вистно кровопроли­тие»), ибо она невоз­можна без знания ана­томии. Только во Франции имели место анатомические демонстрации на лекциях, тогда как студенты университетов Ита­лии, Испании, Германии могли наблюдать лишь «живые трупы» — своих раздувшихся от самомнения профессоров, сочетавших духовный сан с ученой степенью доктора, — и побывать на проводимом раз... в 5 лет анатомировании тру­па в присутствии «святого отца» (рис. 2).

 Так продолжалось до конца XV в. То здесь, то там стали пробиваться лучи поднимающегося солнца, и вско­ре европейские города озарились эпохой Возрождения. Подняла голову Культура, расправила плечи Наука, Ста­ли укрепляться медицинские факультеты университетов, открываться крупные больницы, вырос авторитет врачей в обществе. Что же до анатомии, то сначала в Падуе, а затем в нидерландском городе Лейдене стали узаконен­ными вскрытия для студентов-медиков. 3Их примеру по­следовали администрации других университетских цент­ров.Скоро интерес к анатомии возрос настолько, что на вскрытия приезжали поглазеть именитые горожане. Вокруг стола с трупом амфитеатром располагались ряды для наблюдателей, что получило название «анатомического театра» (рис. 3).Великий Леонардо да Винчи, будучи за­мечательным художником, оставил множество анатоми­ческих зарисовок (рис. 4). Вслед за ним дань анатомии отдали такие мастера, как Микеланджело, Дюрер, а Рем­брандт однажды запечатлел урок анатомии (рис. 5). Ан­гличанин Ф. Бэкон 4впервыенастаивает на вскрытиях для выяснения патологических изменений при заболеваниях:«...следовало бы в анатомических исследованиях наблю­дать за следами и результатами болезней, причиняемых ими во внутренних частях».Французский философ Р. Де­карт, не на шутку увлекавшийся анатомией и физиоло­гией, выпускает книгу «Описание человеческого тела», где пишет, что «нет более плодотворного занятия, как позна­ние самого себя».

Ренессанс подарил нам имена А. Везалия и У. Гарвея. «Труд Везалия — это первая анатомия человека в но­вейшей истории человечества, не просто повторяющая ука­зания и мнения древних авторитетов, а опирающаяся на работу свободно исследующего ума», — писал И. П. Пав­лов (рис. 6). О роли Гарвея мы расскажем при описании открытых им кругов кровообращения. В одно с ними вре­мя работали такие крупнейшие анатомы и врачи, как Г. Фаллопий, Р. Грааф, Т. Виллизий, М. Мальпиги, К. Варолий и др.

56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анатомия в странах Европы

С середины XVII в. Европа медлен­но, но верно переходит к капита­лизму. На фоне значительных сдви­гов в экономической сфере продолжается накопление медицинских знаний. Постепенно вскрытие умерших от болезней становится обязательным, рождается новая на­ука — патологическая анатомия. Швейцарец Т. Боне в 1679 г. выпускает труд «Морг, или практическая анато­мия на основе вскрытий трупов больных». В дальнейшем систематизация патологоанатомических, анатомических и общемедицинских знаний связана с работами А. Вальсавы, Дж. Морганьи, М. Биша, Р. Лаэннека, Г. Дюпюитрена, чьи имена известны сейчас любому врачу. Немецкий ученый А. Галлер (1708—1777) издает восьмитомный ат­лас анатомии, признанный лучшим в 18 столетии. Интен­сивно изучается нервная система (И. Прохаска, Ч. Белл, Ф. Мажанди, профессор анатомии и физиологии Л. Гальвани).

Именно в этот период сравнительная анатомия при­обретает характер научной дисциплины. Ее основополож­ником считают француза Л. Добантона, детально сравнив­шего внутренние органы и скелеты птиц, млекопитающих и человека. Это была база для более детальных исследо­ваний; буквально через несколько лет голландец П. Кампер проводит сравнительно-анатомическое исследование органа слуха позвоночных, француз Ф. Викд'Азир изуча­ет особенности конечностей и зубочелюстную систему, немец И. Блюменбах — скелеты млекопитающих, а ан­гличанин Д. Гунтер открывает первый в мире музей ана­томии человека и животных. С большей или меньшей сте­пенью профессионализма ученые обсуждали сходство и различия животных между собой, выдвигали гипотезы, бурно отстаивали одни из них и отвергали другие. Все это укладывалось в рамки натурфилософии — главенствую­щей в науке системы мировоззрений о природе и ее меха­низмах. Насколько распространенными были в то время подобные дискуссии, можно судить хотя бы по такому факту: несколько десятилетий в науке существовало пред­ставление о том, что череп есть результат слияния и пре­образования передних шейных позвонков. Как Вы думае­те, кто стоял у истоков такой версии? Не догадаетесь. Гете... Да-да, великий немецкий поэт, автор «Фауста» Иоганн Вольфганг Гете.

Сравнительная анатомия развивалась трудами таких зооанатомов, как Э. Жоффруа Сент-Илер, Ж. Кювье, Л. Окен, Р. Оуэн и др. Во второй половине прошлого века они передали эстафету эволюционистам. Публикуются ра­боты К. Бэра о сходстве эмбрионов хордовых, открытия М. Ратке о жаберном кровообращении у зародышей птиц и млекопитающих, исследования Ф. Мюллера и его вари­ант биогенетического закона. Наконец, на научном гори­зонте взошла звезда Ч. Дарвина. Правда, анатомию он знал в некоторой степени приблизительно, чего не скажешь о последователях учения. Так, его английский соратник Т. Г. Гексли, опираясь на сравнительно-анатомический ме­тод, «доказал» близость человека с высшими обезьянами, а немецкий дарвинист Э. Геккель в определенном смысле запрограммировал дальнейшее развитие этой науки на под­тверждение составленного им родословного древа живот­ного мира. На рубеже столетий возникает целая школа зооморфологов (К. Гегенбаур, М. Фюрбрингер, Г. Браус и др.). Западная наука быстро двигалась вперед.

Анатомические дисциплины в России

Началом развития анатомии в Рос­сии можно считать XVII в., когда появился перевод на русский язык трудов Везалия. До этого патриар­хальный уклад на Руси как-то «не располагал» к вскрытию трупов. В 1706 г. Петр I узаконил «рассечение» умерших в военных госпиталях. Кстати, сам Петр изучал анатомию в Голландии, где за 30 тыс. золотых гульденов купил боль­шую коллекцию анатомических препаратов и рецепты баль­замирования, основав тем самым Кунсткамеру в Петер­бурге. 7

Первым русским анатомом считается ученик М. В. Ломоносова академик А. П. Протасов (1724—1796), после которого, собственно, и началось бурное развитие этой науки. Крупнейшие отечественные ученые: К. И. Зыбелин, Е. О. Мухин, Н. М. Амбодик-Максимович, А. М. Шумлянский, П. А. Загорский, И. В. Буяльский, П. Ф. Лесгафт, Д. Н. Зернов, Б. А. Бец, раскрыв для рус­ских врачей значение анатомии, способствовали очень быстрому переходу нашей медицинской науки от знахар­ского уровня в положение одной из самых авторитетных в мире. Появились серьезные анатомические учебники и атласы, авторами которых были М. И. Шеин (рис. 7), П. Дьяконов и др.

8Настоящим событием стало издание атласа топографической анатомии Н. И. Пирогова (рис. 8), который опуб­ликовал с соответствующими комментариями рисунки рас­пилов замороженных трупов. Российские медики пони­мали значение патологической анатомии, показывающей, как болезнь отражается на макро- и микроструктуре орга­нов; возникла патологоанатомическая школа (Н. Бидлоо, Ф. Ф. Керестури, А. И. Овер, А. И. Полунин и др.).

В советский период истории России наука о строении человеческого тела и болезненных изменениях в нем дви­галась такими крупными отечественными анатомами, как В. П. Воробьев, Р. Д. Синельников (авторы атласов), В. Н. Тонков, М. Г. Привес (авторы учебников), Д. А. Жданов, Б. А. Долго-Сабуров и др., патологоана­томами А. И. Абрикосовым, И. В. Давыдовским, В. Т. Та-лалаевым и др., анатомотопографами В. Н. Шевкуненко, А. Н. Максименковым, В. В. Ковановым и многими дру­гими.

Врач вскрывающий, безусловно, отличается от врача лечащего, которому для успешной работы нужно найти путь к больному, постараться понять его психологию, если хотите, подружиться с ним. Паталогоанатому, во избежа­ние умопомешательства, нельзя «одушевлять» своих «па­циентов», вкладывать в них личностное содержание, испытывать к ним какие-либо личные чувства. В противном случае может не выдержать психика даже самых «креп­ких» профессионалов. Поэтому не трудно поверить одной старой медицинской легенде о том, как известного совет­ского патологоанатома А. И. Струкова 5 марта 1953 г. «за­брали» из его квартиры и повезли... Все повидавший на своем веку профессор не смог абстрагироваться и упал в обморок, когда увидел на столе голый труп Сталина...

9Сейчас знание основ анатомии не желательно, а обя­зательно, поэтому в 9-м классе школы Вы в курсе биоло­гии знакомились со строением и физиологией человека. Учащиеся медицинских училищ изучают анатомию в до­статочно большом объеме; хотя занятия теоретичны (по­ход на вскрытие, как правило, редкость), но зато без ла­тыни. Студенты же медицинских академий, университе­тов и институтов вынуждены 1,5 года практически не вы­лезать из анатомических залов. Они изучают устройство скелета, препарируют части трупов, работают с изолиро­ванными анатомическими препаратами. Эта дисциплина общепризнана одной из самых трудных для начинающих свой путь медиков. Усложняется она еще и необходи­мостью загрузить в память несколько тысяч латинских терминов (по правде говоря, к концу курса иной раз легче вспомнить латинское понятие, чем русский аналог). Но, хочешь того или нет, как сказал в начале XIX в. знамени­тый русский врач Ефрем Мухин, «врач не анатом не толь­ко бесполезен, но и вреден».

Именно поэтому мы с Вами сейчас остановились на пороге современного учебного анатомического зала (рис. 9). Кафель, бестеневые лампы, передвижные анато­мические столы. А за широкими стеклянными стенами, мудро и немного устало глядя на нас, проходит незримая череда тех, кто на протяжении тысячелетий закладывал фундамент медицины — анатомию. В 1944 г. У. Черчилль сказал: «Чем дольше мы смотрим в прошлое, тем дальше мы смотрим в будущее». Этот маленький исторический экскурс — дань уважения тем, кто шел перед нами.

 

материал взят из учебника Егорова И.В.
Клиническая анатомия человека, 1997 г.

 

 

 

 

Hosted by uCoz